Воскресенье, 19.05.2024, 21:40
Сайт учителя физической культуры Зырина Сергея Анатольевича
 
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [7]
Система подготовки по волейболу [38]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 27

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Соревнования и соревновательная деятельность

Соревнования и соревновательная деятельность

Соревнования, соревновательная деятельность составляют основу спорта, цель, критерий эффективности и основное специфическое средство подготовки волейболистов. Без ориентации на специфические особенности соревнований невозможна оптимальная подготовка спортсменов.

Для каждой команды в определенные сроки есть соревнования, от результатов которых зависит главная оценка их деятельности.

Для национальной сборной – это Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы (других регионов), Мировая лига, Гран-при; для клубных команд национальных лиг – чемпионаты страны и т.д. Эти соревнования являются главными, именно здесь спортсмены демонстрируют свои наивысшие достижения.

Для успешного выступления в соревнованиях необходима подготовка специальная – соревновательная, которая должна осуществляться на этапах, предшествующих основным соревнованиям, в годичном цикле, а также в многолетнем аспекте. Одной тренировочной деятельности, какой бы она ни была качественной, для успеха в соревнованиях недостаточно. Регулярное участие в соревнованиях с различными по стилю игры и уровню подготовленности командами – обязательное условие для развития и совершенствования у волейболистов необходимых соревновательных качеств. По отношению к основным соревнованиям все предшествующие – подводящие и контрольные – служат целям соревновательной подготовки к эффективному выступлению в основных. В свою очередь, основные соревнования каждого годичного цикла являются подводящими к основным в многолетнем цикле (например, в каждом году олимпийского четырехлетия для сборной национальной или в сфере подготовки спортивных резервов – момент прихода молодых волейболистов в команды высших разрядов).

Соревновательная подготовка, таким образом, входит составной частью в систему подготовки волейболистов и в той или иной форме имеет место на протяжении отдельного годичного цикла и в многолетнем аспекте – с момента начала специализированных занятий волейболом и до окончания активного выступления в спорте высших достижений.

Цель соревновательной подготовки заключается в том, чтобы волейболисты научились в условиях основных соревнований максимально реализовать все то, что они усвоили в процессе подготовки. Для достижения этой цели решаются следующие задачи.

1. Волейболист должен знать значение предстоящих соревнований и конкретные задачи, которые он должен решать. Конкретные задачи для каждого волейболиста следуют из структуры соревновательной деятельности и факторов, обусловливающих ее эффективность.

2. Волейболист должен располагать детальной информацией о команде соперника, о команде и игроках предстоящей встречи, уметь «профессионально» понимать установку на игру для команды и для себя лично и творчески, в пределах игровой дисциплины, выполнять установку.

3. Знать правила соревнований, особенности их трактовки на предстоящих соревнованиях, манеру того или иного арбитра и т.д. (ритуалы построения, разминки, замен, перерывов и пр.), структуру проведения соревнований (программу) и т.п.

4. Научить эффективно вести игровые действия в различных условиях: времени суток, климатогеографических, временных поясов.

5. Научить волейболиста достигать к моменту соревнований оптимальной психической готовности к ведению спортивной борьбы с любым соперником, соревноваться с полной отдачей.

Задачи соревновательной подготовки решаются в тренировочной и соревновательной деятельности посредством: а) интегральной подготовки (реализация в единстве структурных компонентов соревновательной деятельности в процессе игровых действий в двусторонней игре в волейбол); б) соревнований по технико-тактической, физической подготовке; в) соревнований по мини-волейболу (дети 8-10 лет), по волейболу 1 x 1; 2 x 2; 3 x 3; 4 x 4; 6 x 6; 2 x 3(4); 3(4) х 6 внутри учебной группы, команды; г) контрольных игр с подбором спарринг-партнеров, различных по стилю игры и уровню подготовленности; д) подводящих соревнований (турниры).

В процессе соревновательной подготовки следует руководствоваться такими положениями.

1. Соревнования должны подбираться таким образом, чтобы по направленности и степени трудности они строго соответствовали задачам и особенностям подготовки определенных контингентов волейболистов.

2. Привлекать к участию в соревнованиях волейболистов только при условии достаточной подготовленности к ним.

3. Планировать соотношение соревновательной и тренировочной деятельности так, чтобы способствовать наиболее эффективному осуществлению процесса подготовки и возможно более полному раскрытию возможностей волейболистов в условиях соревнований.

4. Состав участников и программа соревнований должны обеспечить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реализации функциональных возможностей.

На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть достаточное число спортивных соревнований, чтобы задачи многолетней подготовки могли решаться успешно. Очень большое число соревнований может отрицательно отразиться на процессе подготовки, так же как и слишком малое число или их отсутствие. Ориентировочные нормы соревновательной нагрузки в годичном цикле: в командах квалифицированных волейболистов – 80 - 90 игр, в командах молодых спортсменов (18 - 20 лет) – 60 - 70, в командах 15 - 17-летних волейболистов – 
40 - 60. Половина игр – это подводящие и основные соревнования.

Восстановительные мероприятия. При современных уровнях соревновательных и трениро-вочных нагрузок средства восстановления и методика их применения в процессе тренировочной и соревновательной деятельности рассматриваются как важный фактор достижения целей системы подготовки волейболистов наряду с тренировкой и соревнованиями.

Восстановительные средства используются в ходе отдельных тренировочных занятий, соревнований, в интервалах между занятиями и соревнованиями, на отдельных этапах годичного цикла.

Восстановительные средства применяются на фоне гигиенически целесообразного распорядка дня и рационального питания. Они используются для снятия утомления после нагрузки, для избирательного восстановления с учетом предстоящей работы, для стимуляции работо-способности перед тренировочной нагрузкой и соревнованиями.

Существуют средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия. К психолого-педагогическим относят рациональное использование тренировочных и соревнова-тельных нагрузок; применение общей физической подготовки, позволяющей изменить двигательную активность и тем создать благоприятные условия для протекания процесса восстановления; использование оптимальной продолжительности отдыха; применение психорегулирующей тренировки.

К медико-биологическим средствам относят специализированное питание, фармакологичес-кие препараты; распорядок дня; различные виды массажа; гидропроцедуры (суховоздушная и парная баня и др.); бальнеопроцедуры (хвойные ванны и др.); электросветотерапия, электрости-муляции, ультрафиолетовое облучение, аэроионизация, баротерапия; кислородотерапия.

Формирование личности волейболистов. Достижение целей системы подготовки непосредственно связано с формированием личности спортсменов. Успех в формировании личности волейболистов решающим образом зависит от профессионализма тренера и профессионального отношения к тренировочной и соревновательной деятельности самого спортсмена.

Здесь многое зависит от построения тренировочного процесса, выбора средств и методов, сочетания тренировочной и соревновательной деятельности, совместной работы тренера и спортсмена (команды).

Работа по формированию личностных качеств занимает существенное место на всем протяжении спортивной карьеры волейболиста – от начала занятий волейболом и до прекращения активных выступлений в сфере спорта высших достижений.

Большое значение в формировании личности волейболистов имеют интеллектуальная (теоретическая) подготовка и специальная психологическая подготовка.

 

Категория: Система подготовки по волейболу | Добавил: ник (22.02.2015)
Просмотров: 5816 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Полезные ссылки

Время жизни сайта


Copyright MyCorp © 2024