Очень часто в классах встречаются дети, нарушающие дисциплину, с проблемами в обучении и поведении. Это всегда мешает при проведении урока, как и учителю, так и учащимся. Учителю постоянно приходится обращать внимание на неуспевающих учеников, как правило, на это уходит много времени, снижается моторная плотность урока, а , соответственно, и эффективность занятия. Большая разница в уровне подготовленности учащихся также мешает при проведении урока.
Причины роста неуспевающих детей различные. Изменение экологии, социально-экономическая ситуация в семье, интенсификация обучения, перегруженность программ являются наиболее частыми причинами. Еще одним, и возможно самым важным, является социально-психологический. В школе ребенок постоянно находится в коллективе, в котором постоянно происходит сравнение детей, высказывание мнения учащихся и учителя, подкрепляемое оценками. Неуспевающий ученик выставляется на обозрение, переживая ситуацию неуспеха. Нельзя не обращать внимания на слабоуспевающих детей, необходимо своевременно выявить причину его отставания, включить его в работу. И, конечно же, работа с такими детьми требует индивидуального подхода.
Как правило, у неуспевающих детей можно проследить низкий или недостаточный уровень физического и умственного развития, отсутствие мотивации, частые конфликтные ситуации со сверстниками, возможно и с учителем, дефицит внимания, отсутствие двигательных навыков, низкую работоспособность. Все это не способствует саморазвитию и самореализации ребенка, а только подталкивает его к тому, чтобы он замкнулся. Задача учителя, как можно раньше выявить все причины, и помочь ребенку достичь уровня, свойственный его возрасту, где он сможет освоить требования программы.
Выяснив причину, необходимо определить настоящий уровень умственного и физического развития обучающегося, определить пробелы в знаниях, умениях и навыках и, исходя из этого, продумать индивидуальный план работы с неуспевающим ребенком.
Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:
— Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем выполняемых заданий.
— Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
- Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
- Если урок проходит в теоретической, а не практической форме, то не требуйте от слабого ученика устного ответа, дайте возможность письменно ответить на вопрос, это позволит в полной степени отобразить знания.
- Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
- Не следует заставлять таких учеников демонстрировать выполнение только что изученного элемента спортивного упражнения перед всем коллективом, лучше отложить это на следующий урок, дав возможность ученикам закрепить умение.
- Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
- Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
- Во время выполнения упражнения нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
- Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?
|