Методы развития общей выносливости
а) метод равномерной тренировки – продолжительная нагрузка (не менее 20 мин) дается в сравнительно равномерном умеренном режиме при частоте пульса 140-150 уд/мин. Для такой формы работы можно рекомендовать кроссовый бег, плавание, бег на лыжах и др.;
б) метод повторно-переменной тренировки – планомерное изменение скорости выполнения упражнения в сторону увеличения настолько, чтобы возник кислородный (кратковременный) долг, который должен быть погашен при дальнейшем выполнении упражнения в умеренном темпе. До повышения интенсивности упражнение выполняется при пульсе 140-160 уд/мин, после повышения интенсивности – пульс 170-180 уд/мин. Пример: кроссовый бег на 3 км (после каждых 500 м – ускорение 30-40 м);
в) интервальный метод – многократное повторение кратковременных «порций» работы при строгой регламентации продолжительности упражнения и пауз отдыха между сериями для каждого тренировочного занятия. Интенсивность упражнений подбирается с таким расчетом, чтобы к концу серии ЧСС была бы на уровне 180 уд/мин ± 5 уд/мин (наибольший ударный объем сердца). Следующую серию упражнений начинать при выходе пульса на уровень 120-130 уд/мин. Продолжительность одной серии упражнений циклического характера 1,5-2 мин, а основных упражнений – 2-4 мин;
г) метод круговой тренировки – последовательное выполнение упражнений на «станциях», направленных на развитие силы, быстроты, ловкости в различных сочетаниях с технической подготовкой;
д) комплексный метод (сочетание упражнений различного тренирующего воздействия);
е) спортивные игры, беговые эстафеты.
Контрольные упражнения для определения уровня развития общей выносливости
Гарвардский степ-тест. Подъем и спуск с тумбы высотой 50 см (для мужчин), 43 см
(для женщин), 45 см (для юношей), 40 см (для девушек) в темпе 30 раз/мин в течение 5 мин. Сразу после выполнения теста спортсмен садится и трижды определяет частоту пульса (пальпаторно) в течение 30 с: в начале 2-й мин отдыха (Р1), в начале 3-й и 4-й минут отдыха (Р2и Р3). Расчет индекса осуществляется по формуле
где t - время выполнения пробы, с
Классификация: 54 и ниже – «плохо»,
55-64 – «ниже среднего»,
65-79 – «средне»,
80-89 – «хорошо»,
90 и выше – «отлично».
Функциональная проба по Квергу. Выполняется 4 различных упражнения, которые следует одно за другим без пауз отдыха: 30 приседаний за 30 с; бег на месте с максимальной скоростью в течение 30 с; 3-минутный бег на месте с частотой шагов 150 в мин; подскоки со скакалкой –
1 мин.
Сразу после нагрузки в положении сидя измеряется пульс в течение 30 с (Р1), повторное измерение – через 2(Р2) и 4(Р3) минуты после окончания работы в течение 30 с. Расчет индекса осуществляется по формуле
Классификация: 105 и выше – «очень хорошо»,
99-104 – «хорошо»,
93-98 – «удовлетворительно»,
92 и ниже – «слабо».
Степ-тест по Бургеру. Спортсмен 5 мин спокойно сидит на стуле. Несколько раз измеряется кровяное давление и частота пульса и вычисляется среднее значение.
Нагрузка: спортсмен 5 мин поднимается на стул высотой 45 см, через скамейку высотой
20-25 см с частотой 30 раз/мин. После упражнения спортсмен садится, и сразу же, а затем через каждую минуту у него измеряют кровяное давление, а пульс – через каждые 15 с.
Оценка: в течение 45 с у хорошо тренированного спортсмена частота пульса должна достигнуть среднего значения между показателем пульса в покое и его максимальным значением. По истечении 5 мин частота пульса не должна превышать норму более чем на 20 уд/мин, а кровяное давление должно вернуться к состоянию покоя.
Тест Купера. За 12 минут пробежать как можно большее расстояние.
Классификация:
мужчины:
2,8 км и более – «отлично»,
2,5-2,7 км – «хорошо»,
2,0-2,4 км – «удовлетворительно»;
женщины:
2,64 км и более – «отлично»,
2,16-2,63 км – «хорошо»,
1,85-2,15 км – «удовлетворительно».
Специальный тест. Нападающий удар из зоны 4 волейбольной площадки в течение 2 мин 30 с интенсивностью 12-14 нападающих ударов в минуту (разбег нападающего игрока от 3-метровой линии).
Проверка восстановления пульса после нагрузки до показателя 120-130 уд/мин.
Оценка: восстановление пульса
за 45-90 с – высокий уровень работоспособности,
за 90-120 с – хороший уровень работоспособности,
за 120-160 с – удовлетворительный уровень работоспособности.
Специальная выносливость. Специальная выносливость волейболиста объединяет скоростную, прыжковую и игровую выносливость.
В основе функциональных возможностей, определяющих развитие и проявление специальной выносливости, лежит анаэробная производительность (энергетический обмен в бескислородных условиях).
Для развития специальной выносливости необходимо многократное, высокоинтенсивное, но непродолжительное воздействие нагрузки (в сравнении с развитием общей выносливости), чтобы организм спортсмена работал в условиях кислородного долга, в режиме соревновательного упражнения. Для этой цели используются подготовительные и подводящие упражнения, фрагменты соревновательного упражнения.
Скоростная выносливость – способность волейболиста выполнять технические приемы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей игры. Для развития скоростной выносливости подбираются упражнения на быстроту, выполняемые многократно и более длительно, чем упражнения для развития быстроты реакции, быстроты перемещения, быстроты одиночного движения.
Продолжительность одной серии и количество серий при выполнении основных упражнений должны быть такими, чтобы не нарушалась структура технического приема (это положение распространяется и на развитие прыжковой выносливости).
Методы тренировки: повторный, повторно-переменный, интервальный, соревновательный.
Дозировки физической нагрузки: продолжительность одной серии – 30 с 2 мин; интенсивность – высокая; отдых между сериями – 1-3 мин; количество серий – 5-8.
|