Структура системы подготовки волейболистов
Система подготовки волейболистов – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостное единство и ориентированных на достижение определенной цели. С этих позиций подготовка волейболистов будет успешной только в том случае, если ее рассматривать как единую систему, все составные части которой согласованы между собой и направлены на успешное решение основных задач.
Подготовка волейболистов включает всю совокупность мероприятий по обеспечению достижения волейболистами наивысших спортивных результатов, с одной стороны, и массового охвата систематическими занятиями как можно большего числа детей и взрослых – с другой. Нельзя подготовку волейболистов отождествлять с тренировкой волейболистов, которая является составной частью подготовки наряду с другими.
Подготовка волейболистов – процесс многолетний и сложный, в нем выделяют составные части, взаимосвязанные между собой. Выделяют три составные части в подготовке волейболистов: подготовку волейболистов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подготовку в массовых формах физкультурно-спортивной и оздоровительной работы.
Подготовка волейболистов высшего разряда являет собой высший уровень достижений по всем параметрам волейбола, оказывает определяющее влияние на подготовку резервов и массовый волейбол в плане модельных характеристик и комплекса контрольных нормативов, эффективных средств и методов, объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, популяризации волейбола, вовлечения в занятия широких масс населения.
Подготовка спортивных резервов, с одной стороны, полностью ориентирована на спорт высших достижений, так как призвана готовить юных спортсменов по основным показателям, отвечающим модельным характеристикам волейболистов команд высших разрядов. Это главный критерий эффективности системы подготовки спортивных резервов; ориентируясь на него, устанавливают требования, которым должны отвечать юные волейболисты на всех этапах многолетней подготовки. С другой стороны, процесс подготовки спортивных резервов происходит в тесной связи с общеобразовательными школами, средними специальными учебными заведениями и другими организациями, осуществляющими занятия в массовых формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Массовые занятия волейболом с охватом широких слоев населения осуществляются в процессе обязательных учебных занятий в образовательных учреждениях; при прохождении службы в рядах Вооруженных Сил; в процессе самодеятельных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по производственному принципу и по месту жительства; на платных хозрасчетных условиях.
Каждая из трех составных частей, взятая отдельно, рассматривается уже как самостоятельная система. В этом случае в ней выделяются подсистемы и элементы, взаимосвязанные между собой в целостной структуре .
Модель системы подготовки квалифицированных волейболистов
Модель обычно включает в себя подсистему целевых функций и модельных командно-индивидуальных характеристик волейболистов на весь период подготовки. Это является важнейшим системообразующим фактором, цементирующим в единое целое составные части подсистемы и системы в целом. В подсистему функций обеспечения входят отбор спортсменов на всех этапах подготовки, профессионализм тренеров и повышение их квалификации, материально-техническая оснащенность компонентов подготовки, формы организации и управления много-летней подготовкой. Подсистему непосредственной реализации целей составляют тренировка, соревнования, профилактико-восстановительные мероприятия, формирование личности спорт-смена. Взаимосвязь составных частей системы и эффективное функционирование ее в целом обеспечиваются наличием системы управления.
Полный набор элементов в подсистемах характерен для подготовки волейболистов высших разрядов, например национальных сборных команд, и для подготовки спортивных резервов. В массовом волейболе набор элементов будет зависеть от целей и возможностей конкретного коллектива.
Цели системы подготовки, прогнозирование, моделирование и нормативы
Определение цели служит исходной позицией построения системы. Под целью понимаются конечные результаты, на достижение которых направлена деятельность. Неправильное или неточное определение цели не приводит к желаемым результатам даже при хорошо налаженной системе.
Цель подготовки волейболистов высших резервов заключается в том, что спортсмены должны соответствовать параметрам командных и индивидуальных мировых волейбольных моделей и обладать необходимой спортивно-игровой конкурентоспособностью, обеспечивающей наивысшие достижения на международной арене.
Цель подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы юные волейболисты по уровню физической, технико-тактической, интегральной, психологической, теоретической подготовлен-ности отвечали требованиям на уровне команд высших разрядов и обладали потенциальными возможностями для достижения в перспективе целей системы подготовки волейболистов высших разрядов.
Цель массовых форм занятий волейболом – максимально содействовать решению задач физического воспитания, вовлекать в занятия физической культурой и спортом широкие слои населения нашей страны, воспитывать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями и способствовать внедрению здорового образа жизни.
Цель системы подготовки связана с конечным результатом в отдаленном (для сборных команд страны – это олимпийское четырехлетие; для спортивных резервов – это включение в состав команд высших разрядов) будущем. Поэтому в настоящем надо по возможности более полно знать требования будущего. Отсюда особенно велика роль прогнозирования при построении многолетнего процесса подготовки спортсменов.
Прогнозирование – это деятельность по разработке вероятных прогнозов спортивных достижений. Прогноз – вероятностное суждение о состоянии какого-либо объекта или процесса в определенный момент, в будущем, о тенденциях его развития.
При прогнозировании учитываются история, современное состояние и тенденции развития волейбола, данные обобщения опыта подготовки сильнейших волейболистов, динамики их основных показателей в возрастном аспекте – от начала занятий волейболом до высших спортивных достижений. Основные тенденции в развитии волейбола сводятся, во-первых, к атлетической подготовке, создающей необходимые условия для успешного решения специальных (игровых) задач. Во-вторых, к овладению широким технико-тактическим арсеналом универсаль-ности в подготовке и высокому уровню мастерства применительно к избранной игровой функции. В-третьих, к увеличению скорости выполнения игровых действий, умению быстро переключаться в действиях, гибко используя технико-тактический арсенал.
Прогнозирование охватывает по существу, все компоненты системы подготовки волейболистов. В практике физической культуры и спорта применяются методы прогнозирования: экспертных оценок, логического анализа, экстраполяции, статистические.
Метод экспертных оценок состоит в том, что прогноз составляется на основе оценки квалифицированных специалистов волейбола – экспертов. Это может быть коллективное обсуждение и непосредственное формирование прогноза. Мнения специалистов могут подвергаться анализу уже без их участия. Мнения специалистов могут быть получены при помощи анонимной анкеты (дельфийский метод).
При логических методах тщательно анализируется опыт прошлого и по аналогии с возможными ситуациями формируется прогноз на будущее. Особое место в логическом прогнозировании занимают деловые игры. Суть метода заключается в том, что одни участники предлагают варианты решения проблемы, другие выступают как критики, в процессе полемики выявляется наиболее приемлемый вариант решения проблемы.
Метод экстраполяции применяется для предсказания результатов, имеющих количественное выражение (показатели соревновательной, тренировочной деятельности). При этом динамика изменения показателей на определенном отрезке времени в прошлом переносится на определенный отрезок времени в будущем (показатели прыгучести, эффективности нападения
и т.п.).
Статистический метод предполагает использование и анализ статистических материалов в области волейбола: количество занимающихся, разрядников, результаты обследования соревновательной деятельности волейболистов, документы планирования, отчеты команд высших разрядов, спортивных школ и т.д. В зависимости от прогнозируемого объекта используются те или иные данные статистики. Наряду со статистическими материалами используются данные литературы, научных исследований. Необходимо использовать соответствующие данные из других видов спорта.
Деятельность по составлению прогнозов тесно связана с управленческой работой, что находит отражение в разработке целевых комплексных программ, например, подготовки сборных команд страны к Олимпийским играм, комплексной целевой программы развития волейбола и т.д.
Прогнозирование в отношении отдельного спортсмена включает показатели тренировочной (морально-волевая, технико-тактическая, физическая, функциональная, психологическая) и соревновательной (в атаке и защите) деятельности, свойства высшей нервной деятельности, черты характера.
Прогнозирование в отношении команды включает показатели психологической совмести-мости игроков, преемственности состава, сплоченности коллектива, отношения игроков к тренеру, социометрического статуса команды; тактико-технического мастерства команды (сыгранность звеньев, разнообразие взаимодействий игроков в нападении и защите и наличие новых их видов); комплектования команды (по возрасту, игровым функциям), наличия резерва (молодежные, юношеские, команды; материально-технической оснащенности; наличия квалифицированных тренерских кадров, качественного тренировочного процесса.
Моделирование. Цель системы и прогнозирование тесно связаны с моделированием, которое представляет собой выражение конечного (желаемого для нас) состояния отдельных волейбо-листов и команды в целом. Выделяют «модель спортсмена», «модель команды», «модель соревнований», «модель тренировки», «модель подготовки». Они разрабатываются на основе изучения специфики волейбола, выделения факторов, обусловливающих эффективность соревновательной деятельности и достижение высоких спортивных результатов.
В процессе моделирования разрабатываются:
– модельные характеристики требований к идеальному спортсмену-волейболисту (команде) – показатели соревновательной деятельности и уровня подготовленности (технико-тактической, физической, теоретической, психологической, интегральной);
– моделирование соревновательной деятельности – по степени адекватности главным соревнованиям;
– моделирование при помощи программирующих тренажеров и технических устройств для развития определенных («заданных») качеств и овладения структурой («заданной») приемов игры, совершенствования тактического мышления волейболистов;
– моделирование структурных компонентов тренировочного процесса (типы микроциклов, средних циклов и т.п.).
Другой тип моделей – абстрактные, логико-математические. При помощи таких моделей получают новые знания, которые нельзя было получить, используя предыдущие типы. В спорте к ним относятся корреляционные, регрессионные и факторные модели. Это модели структуры физической подготовленности, структуры технико-тактического мастерства, взаимосвязи сторон подготовленности волейболистов и эффективности соревновательной деятельности, взаимосвязи сторон подготовленности.
Большое значение имеет разработка моделей сильнейших спортсменов и команды высокой квалификации. При этом выделяют три условия: первое – показатели соревновательной деятельности (по основным компонентам); второе – показатели уровня подготовленности (по основным компонентам); третье – показатели функциональной и психологической подготов-ленности, морфофункциональных особенностей, возраста и стажа занятий волейболом.
Четкие модельные показатели в количественно-качественном выражении, как конечная цель системы подготовки и гарантия достижения прогнозируемого спортивного результата, служат важным условием эффективного управления тренировкой волейболистов. На основании модельных характеристик устанавливаются нормативные требования по основным компонентам спортивного мастерства, результаты выполнения которых характеризуют состояние подготовленности на определенном промежутке времени и степень готовности на момент основных соревнований.
Модельные характеристики сильнейших волейболистов мира служат исходной информацией для разработки моделей игроков и команд сборных страны и команд высших разрядов. Модельные требования команд высших разрядов являются основой для разработки модельных характеристик в сфере многолетней подготовки резервов, высококвалифицированных волейболистов (от начального отбора до включения в команды высших разрядов).
Целевые нормативы. Модельные характеристики отражают «конечный результат» процесса подготовки волейболистов: для сборных страны это окончание четырехлетнего олимпийского цикла и каждого года на период основных соревнований (чемпионат мира, Европы, Кубок мира), для команд национальных лиг – сроки первенства России, для юных волейболистов – окончание этапа многолетней подготовки и каждого годичного цикла.
На основании модельных характеристик разрабатываются нормативные требования по основным параметрам подготовленности. Нормативные требования охватывают более широкий круг показателей, при этом они рассчитаны на промежутки времени между модельными уровнями, т.е. в пределах годичного цикла (средние циклы, микроциклы), и являются своего рода этапными модельными требованиями.
Поскольку эти требования органически связаны с модельными характеристиками и целями системы подготовки волейболистов, нормативы называются целевыми. В их содержание входит следующее:
– тактическая подготовленность: объем (состав) тактических действий – индивидуальных, групповых, командных в нападении и защите; качество освоения; применяемость в игре; результативность тактических действий в игре;
– техническая подготовленность: объем (состав) приемов игры; качество освоения; примени-мость в игре; эффективность технических приемов в игре;
– физическая подготовленность: уровень развития физических способностей, имеющих преимущественное значение для овладения навыками игры в волейбол и эффективности игровой соревновательной деятельности волейболистов;
– морально-волевая подготовленность: свойства личности, мотивация занятий волейболом, типологические особенности нервной системы, психомоторные качества;
– теоретическая (интеллектуальная) подготовленность: уровень специальных знаний (влияние занятий волейболом на организм человека, знания в области построения тренировки, самоконтроля и т.д.);
– интегральная подготовленность: объем (состав) технико-тактических действий, применяе-мых в игре (игровой тренировке); эффективность технико-тактических действий в игре (игровой тренировке);
– морфологические признаки: длина тела, рук и ног, стопы, кисти, масса тела;
– функциональные возможности: состояние центральной нервной системы, зрительного и двигательного анализатора, нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
– возрастная градация волейболистов: возраст высших достижений (мужчины, женщины), возраст на отдельных этапах системы многолетней подготовки, возраст определения игровой функции, возраст для начала специализированных занятий волейболом.
|